«Интернет вещей» (IoT) вошел в нашу реальность сравнительно недавно, но уже успел завоевать умы пользователей своими возможностями по управлению дистанционно как кофеваркой, так и подключением к сложнейшим процессам в промышленности или медицине.
«Сеть сетей», как ее еще называют, все больше опутывает все сферы нашей жизни, виртуальные помощники «умнеют», подсказывают, а то и вполне заменяют живых людей при… воспитании ребенка, например.
Исследование, которая провела летом этого года консалтинговая компания IDC, предполагает, что мировой рынок Интернета вещей в следующем году достигнет 1,3 трлн долларов. Это огромные деньги, и интерес у бизнеса и у рядовых пользователей к этому сегменту огромный.
IoT позволяет снизить стоимость производства за счет снижения простоев, рассчитать оптимальный план движения и транспортировки продукции, снизить уровень человеческого вмешательства в процессы, а, соответственно, нивелировать пресловутый фактор.
Но так ли все радужно на самом деле? Наступит ли долгожданная свобода воли, и человек, вместо прополки картошки и беготни по поликлиникам, окунётся, наконец, в постгуманистическое эпикурейство?
Мы уже писали, что количество IoT устройств превышает несколько миллиардов, увеличиваясь с каждым годом, но при этом многие из них плохо или совсем не защищены от атак. Их владельцы либо не задумываются об изменении заданных на заводе настроек, либо не могут этого сделать из-за ограничений самих производителей.
Рынок таких устройств только адаптируется к новым реалиям, а у злоумышленников есть огромные возможности для совершения атак. В ближайшем будущем стоит ожидать появления новых вредоносных программ для Интернета вещей.
Но есть и другие проблемы, которые тормозят развитие Интернета вещей, или дают откровенно обратный эффект от восприятия таких технологий.
Первая проблема — это отсутствие в России нужного количества специалистов по беспроводной связи, разработке датчиков и элементов их питания, архитекторов и администраторов сетей IoT. Нет экспертов по безопасности, инженеров-наладчиков для инсталляции сенсоров в оборудование. Нет достаточного количества аналитиков и профессионалов в области машинного обучения, способных извлечь из огромных массивов сырых данных полезную для компании информацию. Дефицит кадров огромный и будет сохраняться еще как минимум 10—15 лет.
В нашей стране сейчас есть только одна магистерская программа по IoT. Ее выпускников расхватывают крупнейшие фирмы. Большой бизнес осознает необходимость в цифровой трансформации производства, но, когда мы приходим в вузы за кадрами — им нечего нам предложить. Молодежь не интересуется математикой, физикой и инженерией. Это общемировая проблема.
Еще одним фактором, который работает пока против развития этого направления – возможность прямого вторжения в частную жизнь. Так, весной этого года разгорелся скандал с крупнейшим мировым поставщиком ИТ-решений – компанией Amazon, чья «умная колонка» оказалась под прицелом гневной критики крупных СМИ и пользователей в блогах.
Amazon наняла тысячи сотрудников по всему миру для работы над улучшением голосового помощника Alexa. Работники прослушивают записи с «умных» колонок Echo, установленных в офисах и квартирах. «…записи попадаются самые разные: это может быть пение женщины, которая принимает душ, или крики ребенка, с которым грубо обращаются родители. Во внутренних чатах работники иногда обмениваются забавными или пугающими записями».
Неприятно? Да. И стоит понимать, что каждый объект, который подключен к Интернету, – это еще одна точка входа, через которую киберпреступники могут проникнуть к вам домой, в ваш свадебный альбом, к вашему ребенку, в ваш карман или автоматизированный процесс производства вакцин и т. п. В мире, где машины заменяют человека и становятся лицами, принимающими решения и собирающими данные, возникают серьезные вопросы ответственности, инцидентов и конфиденциальности.
И еще один фактор, который не стоит отметать при разработке и внедрении IoT – ответственность. Как говорится в докладе Европейской комиссии по этическим дилеммам, присущим технологиям Интернета вещей: «Люди не привыкли к объектам, которые действуют самостоятельно, особенно если они действуют самым неожиданным образом».
Представьте себе беспилотный автомобиль, который будет вынужден решить чью жизнь сохранить на дороге: владельца автомобиля или ребенка, перебегающего дорогу в неположенном месте?
Нет сомнений, что IoT продолжит свое развитие, учитывая внимание к вышеупомянутым факторам. И сейчас эти процессы пока напоминают больше трансформационный характер, нежели революционный.