На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Dr.WEB

11 подписчиков

Орбитальное преступление и наказание

Эта история началась буднично:

Саммер Уорден была удивлена, когда заметила, что ее бывшая супруга, казалось, все еще знает о ее расходах.

Г-жа Уорден запросила свой банк о местонахождении компьютеров, которые недавно получили доступ к ее банковскому счету, используя ее учетные данные для входа. Банк ответил ей: один из них - компьютерная сеть, зарегистрированная в Национальной администрации по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Источник

Таким образом, расследование привело на Международную космическую станцию, где в этот момент находилась бывшая супруга г-жи Уорден, Энн Макклейн – астронавт НАСА. В дальнейшем Макклейн признала, что имела доступ к банковскому счету Уорден из космоса, но при этом настаивала, что следила за все еще связанными семейными финансами, чтобы убедиться, что на счете достаточно средств для оплаты счетов и ухода за ребенком, которого они воспитывали. Она утверждает, что просто делала то, что всегда делала с разрешения Уорден, и использовала свой прежний пароль. И никогда не слышала от Уорден, что учетная запись теперь закрыта для нее.

Ранее Уорден и Макклейн совместно воспитывали ребенка, а после того, как разошлись, не смогли договориться о его совместном воспитании.

В общем, типичный развод, и ничего в нем не было бы примечательного (никаких признаков кражи нет, хотя Уорден и подала жалобу в Федеральную торговую комиссию, обвинив Макклейн в совершении кражи личных данных), если бы одна из женщин не находилась на орбите.

Вполне очевидно, что по мере увеличения количества полетов в космос будет расти и число административных, а возможно, и уголовных правонарушений. Хотя на данный момент в космос летают профессионалы, прошедшие суровый отбор, в будущем по мере развития космического туризма (а мы все же надеемся, что через некоторое время можно будет махнуть на недельку на ближайший астероид) в космос будут попадать обычные люди. И возникает два вопроса: можно ли совершить преступление из космоса и по каким законам можно будет осудить преступника.

Начнем с возможности совершить, например, взлом сайта или рассылку вирусов. С одной стороны, выход в Интернет есть. Естественно, через файервол и с проверкой трафика антивирусом.

Есть бортовой сервер, который связан непосредственно с твоим лэптопом, дальше он передает уже в соответствующие МДМы твои запросы, потом это все перелопачивается в радиокоманды спутниковые, передается в спутник, спутник передает в Хьюстон. В Хьюстоне ты опять же не выходишь на прямую, ты вываливаешь все на firewall который начинает тебя чистить. С Земли на него могут попасть только единицы, операторы, которые сидят в американском или нашем ЦУПе. Никто другой к нам попасть не может. Исключение только наша почта. Почта тоже идет очень хитро. Ты посылаешь мне на адрес, то есть ты посылаешь это на почту NASAвскую, там проверяют соответствующим образом, там firewall в ЦУПе передает и так далее.

Источник

Но при этом из-за низкой скорости доступа прямой выход в сеть неудобен.

Они спрашивают: «Ребята, по каким страницам будете лазить?» И они их заранее готовят. Мы выходим на заранее подключенные, проверенные страницы интернета. А так конечно видео присылается, всякие новости закачиваются. Обычно это делается ночью, когда экипаж спит, когда каналы связи не загружены.

Источник

Очевидно, что при такой схеме выхода в сеть взлом чего-либо маловероятен. Но это еще не все. Современный Интернет – это динамическое формирование контента в момент открытия страницы. Понятно, что при низкой скорости доступа с орбиты тяжелые странички, догружающие данные в момент открытия, могут и вовсе не открыться. Поэтому на орбиту передают картинки страниц.

Как такового доступа в Интернет на МКС нет.. Есть лишь доступ во внутреннюю служебную сеть НАСА. Как пишет работник НАСА Роберт Фрост, рендеринг страниц происходит на Земле.

Когда член экипажа открывает страницу, он на деле смотрит на отрисованное на компьютере в Хьюстоне изображение.

Источник

Вывод очевиден: на данный момент совершение серьезных компьютерных правонарушений из космоса очень затруднено, а попасться – крайне просто. Хотя рано или поздно лазейку найдут. И тогда возникает вопрос: как осудить, скажем, «русского хакера», совершившего взлом на американском сегменте МКС, который пролетал в этот момент над Китаем?

Оказывается, с точки зрения закона МКС – это нечто типа обычного корабля.

Правовые нормы, действующие в космосе, определены международным соглашением, подписанным аж в 1967 г. Договор ратифицирован — а значит, вступил в силу — в 98-ми странах мира. Основу его составил традиционное «морское законодательство», определяющее отношения между судами и их командами в нейтральных водах. Как в «морском», так и в «космическом» законах корабли, идущие под флагом определенного государства, относятся к его юрисдикции.

Каждое государство обладает правом на те модули, которые им возведены. Поскольку и управление, и эксплуатацию отдельных модулей страны осуществляют по большей части раздельно, пока что этот принцип действует.

Источник

Но что делать, если модули космических станций будут совместным проектом нескольких государств или как вершить правосудие на лунной или марсианской станции? Согласно договору 1967 г., Луна не может принадлежать ни одному государству.

В отношении же МКС существует «Соглашение между Правительством Канады, правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения». В нем содержится статья 22, которая называется — «Уголовная юрисдикция». В соответствии с ней Канада, государства Европейского партнера, Япония, Россия и Соединенные Штаты могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала внутри или на любом орбитальном элементе, которые являются их гражданами.

Источник

Таким образом, русский или американский хакер, злодействующий с МКС, будет судим по законам соответственно России или США. Но что делать, если русский космонавт взломает ноутбук американского (или наоборот) прямо на МКС? Тут ситуация не определена.

Прописана возможность проведения консультаций между государствами на предмет того, под уголовную юрисдикцию какого государства попадет преступление. В результате, преступления, совершенные на МКС, могут попасть как под юрисдикцию страны, гражданин которой совершил преступление, так и под юрисдикцию пострадавшей стороны.

Источник

Придется, видимо, заманивать преступника на нужную территорию.

А что делать, если преступник вышел вместе с ноутбуком в открытый космос и вместо того, чтобы заняться делом, занялся хаком? Чья юрисдикция?

Будет действовать закон страны, гражданин которой является преступник, однако семья потерпевшего может обращаться в суд согласно исключительной подсудности (по своему месту жительства) и требовать содействия в рассмотрении спора МИД и МинЮст. своего государства.

Источник

Картина дня

наверх